Главная » Библиотека » Мои статьи

ИЗ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАУЗОМЕТРИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ
28.01.2014, 18:01
ИЗ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАУЗОМЕТРИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ
В.В. Пасниченко, г.Черновцы, Украина

Из опыта использования каузометрии при проведении судебно-психологических экспертиз // Время пути: исследования и размышления / Под. Ред. Р.А.Ахмерова, Е.И.Головахи, Е.Г.Злобиной, А.А.Кроника, Д.А.Леонтьева. – К.: Изд-во Института социологии НАН Украины, 2008. – С.234-249. - ISBN: 978-966-02-5047-5  


Постановка проблемы. Предметом работы судебного эксперта-психолога являются прошедшие события, горизонт анализа которых может быть от нескольких часов до года и более. На проблемы, которые возникают у эксперта при необходимости воспроизведения минувших событий, указывал М.Коченов (1980).
Одним из аспектов данной проблематики является необходимость создания надежных научных методик исследования обстоятельств, имеющих психологическую природу, что позволит не выходить за пределы сферы компетенции судебно-психологической экспертизы (Лемик, 2004).
В.Седнев, И.Ревяков, Э.Никитина (2006) проанализировав теоретико-методические подходы к ретроспективному анализу в контексте судебно-психологической экспертизы, предложили использовать следующие исследовательские приемы: биографический, ситуалогический, психолингвистический, культурологический, отмечая при этом, что эксперту необходимо учитывать существующие методологические, методические и информационные ограничения. Следует отметить, что указанные методы описаны скорее как методические подходы, а не конкретные методики исследования.
Анализ публикаций, относительно конкретных методик, которые используются в рамках биографического метода, свидетельствует, что под последним понимают достаточно широкий круг техник.
Ф.Сафуанов справедливо утверждает, что эксперт-психолог должен четко осознавать возможности используе-
-234-
мых психодиагностических методов, и, прежде всего, – направленность метода, а также особенности проведения исследования. Опираясь на классификацию психодиагностических методов А.Шмелева (1996) он предложил следующую классификацию методов судебно-психологической экспертизы: а) биографический метод; б) наблюдение; в)диалоговые методы; г) объективные тесты; д) стандартизированные самоотчеты; ж) проективные техники; з) анализ продуктов спонтанного творчества (Сафуанов, 1998). К каждому из перечисленных выше методов он приводит детальный перечень методик, среди которых отсутствует каузометрия (Головаха и Кроник, 1984), равно как и другие стандартизированные психобиографические методики, например, психологическая биография, (Коржова, 1994).
Сам же биографический метод предусматривает изучение следующих аспектов: объективного анамнеза жизни подэкспертного лица; субъективного анамнеза жизни; динамики психической деятельности обследуемого в период времени, которое имеет значение для судебно-следственных органов.
Если следовать методологии подбора психологических методик для проведения судебно-психологической экспертизы, то мы не имеем права применить непроверенные в практике экспертиз методики. Научные положения и исследовательские приемы, примененные экспертом-психологом, должны быть апробированы именно в экспертной практике, поскольку научно обоснованные теории и методы в одной области прикладной психологии (например, тот же психоанализ в психотерапии) не всегда могут быть адекватно применены в другой (Сафуанов, 1998).
На наш взгляд психология изучения психобиографии личности имеет достаточное теоретическое обоснование и подкреплено апробированными психодиагностическими методами, такими как каузометрия (Головаха и Кроник, 1984), психологическая биография (Коржова, 1994), это позволяет не нарушая гносеологический критерий компетенции судебного эксперта-психолога использовать их
-235-
при проведении экспертиз, что и попробуем проиллюстрировать далее на примерах конкретных экспертиз в которых использовался метод каузометрии.
Изложение основного материала. Отсутствие в литературе описаний опыта использования каузометрии при экспертизах и гносеологический критерий компетенции судебного эксперта-психолога (требование применять экспертом-психологом в практике экспертиз научные положения и исследовательские приемы, апробированные именно в экспертной практике) обуславливали необходимость опоры на методологию проведения патопсихологических обследований. В описанных далее экспертизах для диагностики использовался широкий круг стандартных методик, которые дублировали друг друга, что и обеспечило возможность перепроверки полученных результатов (в нашем случае данных, полученных техникой каузометрии) и сравнение их с историей жизни (объективным и субъективным анамнезом), результатами экспериментально-психологического обследования и поведением в значимых для суда ситуациях.
Чтобы не загружать статью полными описаниями проведенных экспертиз и учитывая требования конфиденциальности, далее приводим фрагменты отдельных этапов экспертных обследований (имена подэкспертных и даты событий изменены, результаты исследования познавательной сферы и личностных особенностей опущены).
Экспертиза №1. Гражданский иск, предметом которого были вопросы лишения родительских прав отца. Экспертиза данной ситуации не была стандартной потому, что решение о лишении отца родительских прав исходило от девочки (11 лет), которая также говорила, что желает изменить фамилию и даже имя, а отец обвинял бывшую жену в том, что это не решение дочки, а влияние мамы (его бывшей жены). На момент проведения экспертизы прошло 5 лет с момента развода супругов. Девочка жила с мамой и отчимом. Вопросы, выносимые на экспертизу: 1) Отвечает ли психическое развитие Оксаны ее возрасту? 2) Наблюдаются ли отклонения в формировании лич-
-236-
ности ребенка и если так, то какими факторами они обусловлены? 3) Насколько важна роль образа каждого из родителей для Оксаны? 4) Насколько доминантным для ребенка является влияние со стороны ее матери? 5) Какие изменения могут состояться в психологическом состоянии ребенка в случае отказа в решении вопроса относительно лишения отца родительских прав? 
Процедура обследования дочери (Оксаны) и мамы, использованные при этом методики отличались. При обследовании Оксаны использовались стандартные патопсихологические методики, направленные на изучение особенностей внимания и мышления (10 слов, таблицы Шульте, Пиктограммы, „четвертый лишний”, таблицы Равена). Для изучения личностных качеств и эмоционально-волевой сферы – рисунок "Дом-Дерево-Человек”, методика самооценки "Дембо-Рубинштейн”, ТАТ (отдельные рисунки), наблюдения за ходом выполнения заданий и собеседование.
Для изучения особенностей общения в семейном окружении использовались проективные методики: цветной тест отношений, отдельные рисунки ТАТ, рисуночные методики: "Три дерева”, "Рисунок семьи”, размещение членов семьи по комнатам условного пятиэтажного 25-ти комнатного дома (данная модификация методики обусловлена значительным количеством родственников со стороны мамы, отца и отчима), каузометрия.
При обследовании мамы Оксаны использовалась каузометрия, методика "Анализ семейных взаимоотношений” (НИИ им. В.М.Бехтерева), проективные методики: рисунок "Дом-Дерево-Человек”, рисунок семьи, ТАТ.
Результаты выполнения методики "Анализ семейных взаимоотношений” свидетельствуют о наличии тенденции к максимальному удовлетворению потребностей ребенка, недостаточность использования санкций и запретов. Порядок раскладки цветов в тесте Люшера матери почти не отличается от раскладки дочери, что было проинтерпретировано как наличие определенного эмоционального унисона относительно переживания ситуации на момент обследования.
-237-
Особенности взаимодействия мамы с дочерью исследовались с помощью рисунков ТАТ (Тематического апперцептивного теста), по которым надо было составить рассказ (сначала индивидуально, а потом дочери вместе с мамой). При общей работе над задачей проявилась стратегия передачи мамой права на начало, продолжение и завершение рассказа. Навязывания своей мысли со стороны мамы, давление на дочь во время работы не происходило.
Вопрос наличия навязывания мамой своих взглядов и желаний относительно взаимоотношений с первым мужем исследовался с помощью анализа видения мамой и дочерью своих жизненных основных событий. Субъективная картина событий воссоздавалась с помощью каузометрии, при этом фиксировалась вся вербальная продукция, после чего проводился причинно-целевой анализ, по результатам которого определялась значимость событий. 
При этом каузометрия проводилась дважды: 1-я – по событиям жизни, 2-я - по событиям, которые являются предметом искового заявления. В таблицах 1-2 приведены основные жизненные события (соблюден стиль написания).
Таблица 1.
Жизненные события Оксаны (приведены в хронологическом порядке)
 
-238-

Как видим из таблиц, жизненные события дочери и мамы не пересекаются и вдобавок у Оксаны вообще отсутствуют упоминания об отце и событиях, связанных с лишением его родительских прав. Поэтому, причинно-следственный анализ не проводился, а каузометрия была проведена повторно с инструкцией воссоздать события, связанные с предметом искового заявления, по отношению к которым проводился причинно-следственный анализ. При этом, на наш взгляд, для ответа на поставленные перед экспертом вопросы хронологическая раскладка событий и совпадение их у дочки с мамой не имеют такого значения, как отношение к ним.
Таблица 2.
Жизненные события мамы Оксаны (приведены в хронологическом порядке)

В таблицах 3-4 приведены полученные результаты на этом этапе.
Как видим из таблиц, видение событий, связанных с лишением родительских прав отца, Оксаной и мамой не пересекается. У девочки они не детализованы и охватывают широкий временной горизонт, включая будущее, 
-239-
Таблица 3.
Видения ситуации Оксаной (события приведены в хронологическом порядке)


в то время как у мамы они очень детализированы, охватывают узкий промежуток времени и не захватывают будущее. Наличие значительного количества событий у Оксаны в будущем, на наш взгляд, является положительным признаком и свидетельствует об определенной внутренней проработке ситуации и найденном для себя выходе из нее.
Из результатов таблиц №№ 1-4 можно сделать вывод о том, что видение ситуации и всего связанного с ней у Оксаны отличается от маминого. Сопоставление этих результатов с объективным и субъективным анамнезом жизни, с индивидуально-психологическими особенностями девочки и мамы, а также особенностями функционирования семьи и отношения к отцу и отчиму, дало возможность эксперту сделать вывод о том, что отношения девочки к первому
-240-


Таблица 4.
Видение ситуации мамой Оксаны (события приведены в хронологическом порядке)
 
-241-
отцу является ее собственным видением и не навязано ей мамой.
Экспертиза №2. Данная экспертиза проводилась спустя 4 года после подписания коммерческих договоров. В исковом заявлении поднимались вопросы признания этих договоров недействительными по причине соответствующего психического состояния подэкспертного лица на момент их подписания. Вопросы, которые выносились на экспертизу:
1. Находился ли подэкспертный в период, который относится к заключению договоров, в таком психическом (эмоциональном состоянии), когда он не мог понимать значения своих действий или руководить ими?
2. Учитывая особенности познавательной сферы, состояние в момент осуществления соглашения, внешние условия, в которых происходило принятие решения, а также индивидуальную значимость последствий договора, имел ли подэкспертный адекватное (правильное) представление о сути соглашения? 
3. Какие факторы повлияли на формирование неадекватного (неправильного) представления о соглашении? 
4. Имело ли влияние тяжелых обстоятельств (угрозы, насилие, трудные семейные обстоятельства) на процесс принятия подэкспертным решения об осуществлении договоров и их реализацию?
5. Мог ли подэкспертный в период, который относится к осуществлению договоров, в полной мере свободно и осознанно принимать решения и руководить своими действиями по их реализации?
При проведении экспертизы использовались стандартные методики, направленные на изучение особенностей памяти, внимания и мышление (10 слов, таблицы Шульте, Пиктограммы). Для изучения личностных качеств и эмоционально-волевой сферы использовались: самооценка по Дембо-Рубинштейну, тест MMPI (адаптация Березина), рисуночные методики (дом-дерево-человек) проективный тест Люшера.
-242-
Субъективная картина событий жизненного пути и событий, которые являются предметом экспертизы, воссоздавалась с помощью методики каузометрия, по ходу выполнения которой фиксировалась вся вербальная продукция подэкспертного. Такая косвенная форма беседы, когда вопросы относительно оценки и значимости событий не задавались в прямой форме, разрешила опосредствованно получить вес значимости событий и одновременно зафиксировать побочные оценки и высказывание.
Методика каузометрия проводилась в два этапа: 1-й этап – подэкспертный фиксировал основные жизненные события (количество событий – 15, после чего проводился причинно-целевой анализ, по результатам которого определялась значимость событий); 2-й этап – фиксировались события, которые являются предметом искового заявления (количество событий не ограничивалась, подэкспертный в свободной форме (детально) записывал значимые события, причинно-целевой анализ не проводился).
Выполнению 2-й каузометрии предшествовала процедура выбора из стандартного набора цветов теста Люшера, что повторялось и после составления списка значимых событий. Это дало возможность проследить эмоциональные изменения после погружения в ситуацию переживаний событий пошлого, которые сопровождали подписание договоров 4-хлетней давности, правомерность которых оспаривалась.
Раскладка цветов теста Люшера (по стандартной нумерации):
До каузометрии №2 4 2 6 1 3 5 0 7
После каузометрии №2 4 2 3 7 6 5 0 1
Сравнение раскладки цветов теста Люшера до начала выполнения каузометрии и после свидетельствует о том, что в начале тревога не проявлялась и присутствовала компенсация (один из дополнительных цветов на третьей позиции). По завершению рассказа компенсация не проявлялась и появилась тревога, о чем свидетельствует переход одного из основных цветов (1) на восьмую позицию
-243-
(Семиченко, 1988). Полученные результаты могут свидетельствовать о переживании событий на достаточно глубоком эмоциональном уровне.
В таблице 5 приведены основные жизненные события (каузометрия №1), а в таблице 6 события, которые являлись предметом искового заявления (каузометрия №2).
Таблица 5.
Жизненные события (приведены в хронологическом порядке)
 

События, которые, так или иначе, связаны с подписание договора, приведены в Таблице 6. Представления событий выполнялось по технологии каузометрии (без ограничения количества карточек) на отдельных листочках с дальнейшей их нумерацией.
Обозначенные выше две каузометрии заняли более четырех часов. Вся работа сопровождалась значительным количеством комментариев, которые носили достаточно эмоциональный характер.
-244-



Таблица 6.
События, которые, так или иначе, связаны с подписанием договоров
 

-245-
На момент обследования на втором этапе не произошло перестройки на хронологическое воспроизводство событий, не смотря на то, что выполнению этой задачи предшествовал этап стандартной каузометрии, когда количество карточек ограничивалось, и они приводились в хронологический порядок. Это дает возможность утверждать, что у обследуемого отсутствовала схема видения ситуации и целенаправленных действий на тот момент и на момент проведения экспертизы (т.е. не было сознательной симуляции или желания исказить результаты обследования). Что может быть одним из доказательств того, что у обследуемого на тот момент отсутствовала схема целенаправленных действий, которая обеспечивала бы четкое и гармоническое объединение жизненных событий, которые касались семьи и событий собственного бизнеса.
Проблемы, которые сопровождали подписание договоров, рассматривались экспертом с учетом особенностей жизненного пути (остался без родителей) и личностно-психологических особенностей обследуемого (затруднения концентрации и переключения внимания, повышенная значимость будущего собственных детей и отрицательные переживания по поводу невозможности его реализовать).
Сценарий событий, которые составляют предмет иска относительно подписания договоров, на наш взгляд, имел значительную психотравмирующую основу обусловленную семейной ситуацией: смерть жены от рака, диагностика рака у дочери и собственная болезнь подэкспертного (см. таблицу 7, которая построена на высказываниях подэкспертного, которые звучали на разных этапах обследования).
Сопоставление полученных в каузометрии результатов с объективным и субъективным анамнезом жизни, с индивидуально-психологическими особенностями обследуемого позволили эксперту сделать следующие выводы: состояние на момент подписания договора №1 может быть идентифицировано как фрустрация; состояние на момент подписания договора № 2 (через месяц после первого) может быть идентифицировано как фрустрация с определен-
-246-

Таблица 7.
Мотивационная основа и эмоциональное сопровождение событий, которые предшествовали подписанию договоров
 
ными элементами жизненного кризиса (Василюк, 1988), что уменьшало способность осознанно принимать решения и руководить своими действиями по их реализации.
Выводы
Метод каузометрии имеет достаточную теоретическую подпочву и является стандартизированной психологической методикой, что позволяет использовать ее при проведении судебно-психологических экспертиз.
Результаты метода каузометрии при подкреплении биографическим методом (объективным и субъективным
-247-
анамнезом), анализом материалов криминального дела (гражданского иска), результатами экспериментально-психологического обследования способны предоставить эксперту достаточно объективную информацию для квалифицированного ответа на поставленные вопросы.

Литература

1. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций Учебное пособие. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 263 с.
2. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). – М.: Изд-во МГУ, 1984.
3. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. – К.: Наукова думка, 1984. – 209 с.
4. Каузометрия в исследованиях психологического времени и жизненного пути личности: прошлое, настоящее, будущее / Под. Ред. Р.А.Ахмерова, Е.И.Головахи, Е.Г.Злобиной, А.А.Кроника, Д.А.Леонтьева. – К.: Изд-во Института социологии НАН Украины, 2008. – 104 с. (С.68-69).
5. Климчук В. Життєвий шлях особистості. Математичне моделювання за допомогою багатомірного шкалювання // Соціальна психологія. – 2006. – №4(18). – С. 182-191./ http://www.politik.org.ua/vid/magcontent.php3?m=6&n=78&c=1868
6. Коржова Е.Ю. Методика «Психологическая автобиография» в психодиагностике жизненных ситуаций. Киев, 1994.
7. Коченов М. М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. – М, 1980.
8. Лемик Р. Судово-психологічна експертиза в цивільному процесі // LawSchool.lviv.ua
9. Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. – М. 1998.
10. Седнев В.В., Ревяков И.С., Никитина Э.В. Ретроспективное исследование личности в контексте судебной экспертизы // www.rusnauka.com/NTSB_2006/Pravo/11_sednev.DOC.htm.
11. Семиченко В.А. Психические состояния. – К.: Магистр-S, 1988. – 208 с.
12. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. Ростов-на-Дону, 1996.

-248-

Категория: Мои статьи | Добавил: ВиктОр | Теги: Тематический апперцептивный тест, судебно-психологическая экспертиза, тат, каузометрия
Просмотров: 4197 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]